Исследование: Автомобилисты предпочитают ездить на ремонт в «гаражи»

by Next
58 views

Весьма интересное исследование провела международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze. Они выяснили, что за первое полугодие 2023 года и выяснили, где и какими запчастями ремонтируют свои машины российские водители. Результаты исследования эксперты представили на совместной онлайн-конференции.

Водители хотят в «гаражи» со своими запчастями

На конференции эксперты обсудили ситуацию с делегированием работ по обслуживанию автомобилей автосервисами. Как показывает исследование, в 70% случаев в 2023 году водители самостоятельно приобретают запчасти для ремонта и обслуживания своего автомобиля. За год это поведение не изменилось. Доля полного делегирования, когда и подбор запчасти, и ремонт выполняются в автосервисе, не растет, а наоборот, демонстрирует тренд на спад. Если в 2020 году так поступало 37% водителей, то в 2022 и 2023 годах – только 30%.

«Такой подход водителей – риски для сервисов. Но это также сигнализирует производителям запчастей о необходимости активно работать в каналах продвижения, взаимодействовать с клиентами и усиливать работу с имиджем и известностью своей марки. Водители принимают решение самостоятельно и для них важен бренд и его репутация», – комментирует результаты Александр Груздев, глава агентства Gruzdev-Analyze.
Доли разных каналов обслуживания на автосервисном рынке по итогам полугодия незначительно изменились. Однако отчетливо прослеживается тренд: гаражные СТО увеличили долю с 14% в прошлом году до 15% в 2023 году. Сетевые автосервисы демонстрируют стабильный результат — 13% от всего рынка. Официальные дилеры продолжают терять позиции, по итогам полугодия их доля составляет уже 6%, а в «допандемийном» 2019 году она достигала 16%.

«Причина такой сегментации в желании водителей экономить. Они покупают запчасти самостоятельно, стремясь найти самый дешевый вариант, а после этого едут в гаражи, где эту запчасть готовы установить. При этом такой подход ведет лишь к условной, одномоментной экономии, ведь все риски и по качеству детали, и по качеству обслуживания берет на себя автовладелец», – объясняет Александр Груздев.

Проблем с запчастями все меньше, но они все еще есть

По итогам первого полугодия 2023 года, 74% российских автосервисов отмечают, что не испытывают каких-либо проблем с запчастями.

«Проблема с дефицитом автозапчастей в России практически решена. Результаты опросов показывают, что мы вернулись к ситуации 2021 года, но это все еще не уровень «доковидного» 2019 года. В сфере продаж запчастей все еще сохраняется «рынок продавца». Есть категории деталей, когда подход «где бы достать», все еще основной», – отмечает Александр Груздев.

По словам Татьяны Овчинниковой, директора сети FIT SERVICE, рынок запасных частей в России начал быстро насыщаться, и с осени 2022 года даже возник профицит – предложение превысило спрос. «К концу 2022 года цены на запчасти начали падать. Мы ожидаем, что, если ситуация с курсом стабилизируется, цены на запчасти продолжат снижение. В этом году мы также планируем снижение цен в сети FIT SERVICE».

Новых запчастей уже больше, чем старых

По оценкам экспертов, количество покинувших страну брендов автозапчастей уже меньше, чем совокупно число оставшихся марок и новых брендов, только начавших работу в России. Однако доли рынка производителей, прекративших работу на российском рынке, по основным группам автотоваров оцениваются очень высоко – от 89% в категории ремни ГРМ и до 41% в категории фильтры.

«На российском рыке появилось большое число новых брендов автозапчастей. Сейчас они показывают грандиозный рост в продажах. Те, что остались в России, также заметно выросли. Однако, несмотря на большой потенциал российского рынка, есть крупные мировые производители автозапчастей, которые не готовы работать в стране, поскольку у них в линейке нет продукции для автомобилей LADA – главного автомобильного бренда страны», – рассказывает Александр Груздев.

Доля «эконома» и «оригинала» выросла

По данным международной сети автосервисов FIT SERVICE, в 2023 году изменилось соотношение типов используемых водителями автозапчастей. Заметно выросла доля сегмента «эконом» – с 4% в 2022 году до 8% в 2023 году. При этом немного выросла доля «оригинала». «Водители ищут варианты подешевле, поэтому все чаще выбирают запчасти из сегмента «эконом». Выручка от продажи запчастей в нашей сети снизилась по отношению к выручке за услуги. Но при этом продавать в штуках мы стали больше», – объясняет Татьяна Овчинникова.

Эксперты отметили, что в 2023 году в продаже начали появляться оригинальные запчасти, они есть в продаже у крупнейших официальных дистрибьюторов. В сети FIT SERVICE доля «оригинала» составляет уже 11%. При этом официальные дилеры отмечают, что доля оригинальный запчастей при проведении ТО в 2023 году продолжает снижаться. Например, в сети «Боравто» доля оригинала в 2019 году составляла 82%, а в 2023 году – 62%.

На конференции эксперты обсудили, как изменился подход водителей не только к выбору запчастей, но и отношения к гарантийным обязательствам сервисов. «В 2023 году мы отмечаем изменение отношения водителей к гарантии. Теперь клиенты хотят гарантию не только на запчасть и услугу, но и на агрегаты. Это связано с растущим спросом на крупные ремонты. Если раньше гарантия воспринималась как доказательство качества, то теперь для водителя гарантия – это инструмент экономии. Я делаю серьезный ремонт машины, вкладываю в это деньги и, если что-то случится, хочу, чтобы мне все отремонтировали бесплатно, по гарантии», – объясняет Татьяна Овчиинникова.

По мнению Александра Груздева, запрос на гарантию вырос не только из-за крупных ремонтов, но и вследствие ситуации с поддельными запчастями на российском рынке. Он напомнил, что около трети автосервисов столкнулись с подделками в 2023 году.

Информационный источник: tavto.ru

Похожие статьи

-
00:00
00:00
Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00